Общие принципы функционирования Министерства

Министерство магии представляет собой невыборный орган управления, в компетенции которого находится Магическое Сообщество. Во главе Министерства находится министр магии, обладающий исполнительной, законодательной и судебной властью. И министр магии, и Министерство в целом являются очень восприимчивыми и зависимыми от мнения Сообщества, на которое они стремятся повлиять посредством магической прессы, в частности газеты «Ежедневный Пророк».

Кроме премьер-министра маглов о существовании Министерства магии не известно ни одному маглу. Министр магии представляется каждому новому премьер-министру маглов, периодически посещает его и информирует о событиях Магического Сообщества, которые в той или иной степени могут затронуть мир маглов. Министерство магии поддерживает связь с британским премьер-министром через портрет в его кабинете, на котором изображённый человечек информирует премьер-министра о прибытии министра магии. [1] Этот портрет не может быть снят со стены.

Министерство магии состоит из главных отделов и множества подразделений, занимающихся различными аспектами волшебного мира. Связь между отделами осуществляется с помощью бумажных самолётиков — служебных записок на сиреневой бумаге, направляющихся в нужный отдел.

В структуре управления Министерства отсутствует чёткое разделение властей, что необычно для большинства демократических государств. Однако такая структура не противоречит организации британского Парламента, где судебные лорды, сидящие в Палате лордов и действующие как последняя судебная инстанция, также являются членами законодательного органа.

Что касается судебной системы, то она весьма подвержена политическому влиянию. Однако все упомянутые в книгах судебные слушания происходили в периоды социального волнения, что может являться отражением деятельности реальных правительств. Тем не менее, магические судебные органы проявляют заметное отсутствие интереса в наличии улик, подтверждающих вину или невиновность подозреваемого, и часто основываются на личных предубеждениях в вынесении приговора (в частности стремятся рассмотреть слушание как можно скорее). В книге «Гарри Поттер и Кубок огня» Сириус Блэк упоминает, что некоторых преступников приговаривали к тюремному заключению даже без судебного разбирательства. Из событий пятой книги видно, что Министерство вполне готово принять и привести в жизнь нужные ему законы без уведомления об этом Магического Сообщества. Подчас Министерство кажется незаинтересованным в решении проблем, с которыми сталкивается Магическое Сообщество, предпочитая игнорировать или скрывать плохие новости. Например, в книге «Гарри Поттер и Орден Феникса» Корнелиус Фадж упорно отказывался верить в возрождение Тёмного Лорда, уверяя всех как раз в обратном. В книге «Гарри Поттер и Тайная комната» он на протяжении нескольких месяцев закрывал глаза на нападения, происходящие в Хогвартсе.

Об административном управлении в других государствах известно немного, однако некоторые высокопоставленные иностранные чиновники, включая болгарского министра магии, присутствовали на Чемпионате мира по квиддичу в книге «Гарри Поттер и Кубок огня».

Начать работать в Министерстве может волшебник, получивший полное магическое образование, как это было в случае Перси Уизли. Также в четвёртой книге упоминается о возможности прохождения студентами школы летней стажировки в Министерстве, хотя это, скорее всего, является исключением из правил.